Причины нарушений речи

/images.jpeg
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различаю неблагоприятные внешние  (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут воздействовать как, во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде, возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери во время беременности, действие некоторых химических веществ, алкоголя, никотина, наркотических веществ, радиоактивное излучение. Возможны различные поражения вследствие резус несовместимости крови матери и плода.

Существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний.

Особая роль в возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим факторам. При наличии так называемой речевой слабости или наследственной предрасположенности к речевым нарушениям, общее недоразвитие речи может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействиях.

Другими неблагоприятными факторами, вызывающими повреждение речевых функций, являются природовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологий занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия (кислородная недостаточность) приводит к тяжелым поражениям многих отделов нервной системы. В своей работе Набиева Т.Н. []отмечает, что абсолютное большинство испытуемых (детей с нарушениями речи) имели в анамнезе родовую травму — асфиксию новорожденных. Основное поражение мозга при асфиксии включает очаговый некроз нервных клеток, поражение парасагитальных отделов коры, базальных ганглиев и таламуса. Вследствие колебаний артериального давления и расстройства центральной регуляции сосудистого тонуса нарушается мозговой кровоток.

Наиболее чувствительными и ранимыми по отношению к асфиксии являются пирамидальные клетки двигательной зоны коры головного мозга, что является причиной моторных нарушений у детей.

У детей, перенесших асфиксию, снижена скорость распространения возбуждения по моторным волокнам периферических нервов. Хотя нет прямых доказательств об участии асфиксии в центральных механизмах речевых нарушений, оно представляется нам весьма вероятным фактором.

Не каждый ребенок, перенесший асфиксию, имеет речевую патологию, но комплекс неврологических и поведенческих характеристик делает возникновение ее у детей после сильного "толчка" весьма вероятным. Таким образом, мы выделяем асфиксию новорожденного как один из важнейших факторов риска возникновения речевой патологии у детей.

 Внутричерепная родовая травма — собирательное понятие, включающее неоднородные по этнологии и патогенезу изменения центральной нервной системы, возникшие в период родов. К внутричерепной родовой травме относят кровоизлияние в вещество мозга и его оболочки, а также другие расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы. Возникновению внутричерепной травмы способствуют разные виды акушерской патологии, а также неправильная техника проведения родоразрешающих операций. Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.

К послеродовым тератогенным факторам, вызывающим нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем, относится перенесенные в раннем детском возрасте заболевания. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервной системы: менингит, энцефалит и полиомиелит.

По данным некоторых исследователей, важным фактором, также может стать лечение антибиотиками, которые пагубно влияют на становление речевой функции. Хорошо известно, что пенициллин вызывает судорожную ак­тивность в неокортексе животных при аппликации его на кору и/или введении в нее. По мнению Окса, антибиотики повышают чувствительность опре­деленных нейронных групп, деятельность которых синхронизируется и рас­пространяется на другие клетки. Факторы, управляющие распространением активности от скоплений судорожных клеток на другие области, по-видимому, весьма разнообразны. Около 50% испытуемых по данным Набиевой Т.Н. [1] принимали антибиотики в раннем детстве. Десять из них начали заикаться в течение месяца после окончания курса лечения без какой-либо другой видимой причины. Случаи, с которыми их родители связывали начало заикания у ребенка, были весьма незначительны и не должны были вызывать сильный стресс.

Несмотря на отсутствие прямых доказательств, предполагается, что, возможно, систематические назначения антибиотиков в раннем детстве, до становления речи является провоцирующим фактором возникновения ее нарушений. По наблюдениям Набиевой Н.Т. [1], если ребенок принимал несколько курсов лечения антибиотиками в течение первого года жизни, вероятность возникновения речевой патологии у такого ребенка высока, а если это ребенок, родившийся в асфиксии, нарушения речи может возникнуть даже без провоцирующего стресса.

Таким образом, прием антибиотиков в раннем детстве, наряду с асфиксией новорожденных и другими производящими причинами, является фактором риска возникновения речевой патологии в раннем детстве.

Обратимые формы общего недоразвития речи могут возникнуть на фоне отрицательного социально-психологического влияния: деривация в период интенсивного формирования речи, недостаток речевой мотивации со стороны окружающих, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильные методы воспитания, билингвизм и т.д. При сочетании этих факторов с органической патологией нервной системы нарушение речевого развития приобретает более стойкий характер.

Обобщая представленные данные, можно сделать выводы о сложности и многообразии комплекса различных причин, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушении созревании мозга под влиянием различных тератогенных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.


Получить консультацию Логопеда

{Реклама2}


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Банер

Карта