Алалия

Алалия

Алалия
- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития.

Сенсорная алалия

Возникает при поражении зоны Вернике в до речевом периоде. Поражение слуховых клеток в зоне Вернике. При замыкательной акупатии в височной зоне коры не образуется условные рефлексы на поступающие звуки, по этому ребенок не узнает фонему, или если узнает, то восприятие этой фонемы не стойкое.

Причины алалии
В перинатальном периоде:

  • интоксикация
  • инф. заболев. мат.
  • нарушение кровообращения  плода
  • Кровоизлияние  в мозг
  • Травматизация плода
  • угроза выкидыша
  • болезни родителей - сифилис, туберкулез, ВИЧ.

В нательном периоде:

  • родовспоможение
  • асфиксия плода
  • рождение ребенка с гематомой
  • несовместимость резус - фактора

Постнатальный период:

  • раны, травмы головы
  • последствия патологического появления на свет
  • инфекционные заболевания: желтуха, менингит, длительно текущие соматические заболевания, истощение нервной системы, гипотрофия, астения
  • недостаточность речевых и интеллектуальных контактов
  • билингвизм

 Симптоматика
  не постоянная реакция детей на раздражитель (то слышит, то не слышит)

  • отсутствует интерес к звукам
  • маленький объем слуховой памяти
  • особые трудности - квазиамонимы

1 группа д. с сен. алалией:

  • не понимают или почти не понимают обращенную речь
  • иногда понимают отдельные слова
  • реагируют на мимику взрослых
  • экспрессивная речь отсутствует
  • во время игры реб. произносит непонятные для окружающих слова и зв.

2 группа д. с сен. алалий:

  • дети понимают речь в пределах ограниченного обиходного общения и выполняют отдельные речевые инструкции
  • плохое слуховое внимание
  • не любит смотреть сказки, чит. стихи,  рвут книги
  • нарушена фонематическая система
  • не различают квазиамонимы
  • не понимают количественный состав фонем
  • не различают гласные
  • бщительны, двигательно- бесп.
  • с трудом восстанавливают связь между предметом и названием
  • не следят за выражением лица
  • не прислушиваются


Методика логопедической работы

1 этап: возбудить у ребенка интерес к окружающим звукам, окружающей жизни и установить с ними контакт.

  • Все проходит в игровой форме, привлечь внимание, заинтересовать, установить контакт
  • Развиваем восприятие, внимание, память

2 этап: научить различать не речевые звуки перед ребенком кладут игрушки с контрастным звучанием (и далее по методике).


3 этап:  воспитатель и упрочнить предметную соотнесенность слова.

  • Работа начинается  с накопления словаря (используем речевые глагольные инструкции (сядь, принеси, встань)
  • Вводим графему, под игрушку или картинку кладут  букву (с 4 лет)
  • Предлагают написанные на карточках крупные буквами, которые сопровождаются множеством рисунков
  • После прочтения текста л. задает вопросы

4 этап:  развитие фонематической системы языка

  • Начинается с различения гл. зв. далеких по артикуляции А-И-А-У, О-И, О-Ы
  • Затем гл. включают в слова
  • Затем составляются предложения с этими словами и ведется работа над фразой - произносится и записывается
  • Затем в двусложные слова и т.д.
  • Вычленение согласного из слова
  • Затем сложный  фонематический  анализ ( предлагаются слова с далекими фонемами)
  • Затем дифференциация зв. в словах (ложки-ножки)
  • Затем близкие интонационно, артикуляторно и акустически

Вся работа опирается на графемы. На тактильный контроль

  • Затем во фразах в текстах
  • Идет наполнение словаря

В процессе занятий внимание ребенка переключается на не речевую деятельность


Статьи по теме: Логопедия


Получить консультацию Логопеда

{Реклама2}


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Банер

Карта