![]() |
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития.
Сенсорная алалия
Возникает при поражении зоны Вернике в до речевом периоде. Поражение слуховых клеток в зоне Вернике. При замыкательной акупатии в височной зоне коры не образуется условные рефлексы на поступающие звуки, по этому ребенок не узнает фонему, или если узнает, то восприятие этой фонемы не стойкое.
Причины алалии
В перинатальном периоде:
- интоксикация
- инф. заболев. мат.
- нарушение кровообращения плода
- Кровоизлияние в мозг
- Травматизация плода
- угроза выкидыша
- болезни родителей - сифилис, туберкулез, ВИЧ.
В нательном периоде:
- родовспоможение
- асфиксия плода
- рождение ребенка с гематомой
- несовместимость резус - фактора
Постнатальный период:
- раны, травмы головы
- последствия патологического появления на свет
- инфекционные заболевания: желтуха, менингит, длительно текущие соматические заболевания, истощение нервной системы, гипотрофия, астения
- недостаточность речевых и интеллектуальных контактов
- билингвизм
Симптоматика
не постоянная реакция детей на раздражитель (то слышит, то не слышит)
- отсутствует интерес к звукам
- маленький объем слуховой памяти
- особые трудности - квазиамонимы
1 группа д. с сен. алалией:
- не понимают или почти не понимают обращенную речь
- иногда понимают отдельные слова
- реагируют на мимику взрослых
- экспрессивная речь отсутствует
- во время игры реб. произносит непонятные для окружающих слова и зв.
2 группа д. с сен. алалий:
- дети понимают речь в пределах ограниченного обиходного общения и выполняют отдельные речевые инструкции
- плохое слуховое внимание
- не любит смотреть сказки, чит. стихи, рвут книги
- нарушена фонематическая система
- не различают квазиамонимы
- не понимают количественный состав фонем
- не различают гласные
- бщительны, двигательно- бесп.
- с трудом восстанавливают связь между предметом и названием
- не следят за выражением лица
- не прислушиваются
Методика логопедической работы
1 этап: возбудить у ребенка интерес к окружающим звукам, окружающей жизни и установить с ними контакт.
- Все проходит в игровой форме, привлечь внимание, заинтересовать, установить контакт
- Развиваем восприятие, внимание, память
2 этап: научить различать не речевые звуки перед ребенком кладут игрушки с контрастным звучанием (и далее по методике).
3 этап: воспитатель и упрочнить предметную соотнесенность слова.
- Работа начинается с накопления словаря (используем речевые глагольные инструкции (сядь, принеси, встань)
- Вводим графему, под игрушку или картинку кладут букву (с 4 лет)
- Предлагают написанные на карточках крупные буквами, которые сопровождаются множеством рисунков
- После прочтения текста л. задает вопросы
4 этап: развитие фонематической системы языка
- Начинается с различения гл. зв. далеких по артикуляции А-И-А-У, О-И, О-Ы
- Затем гл. включают в слова
- Затем составляются предложения с этими словами и ведется работа над фразой - произносится и записывается
- Затем в двусложные слова и т.д.
- Вычленение согласного из слова
- Затем сложный фонематический анализ ( предлагаются слова с далекими фонемами)
- Затем дифференциация зв. в словах (ложки-ножки)
- Затем близкие интонационно, артикуляторно и акустически
Вся работа опирается на графемы. На тактильный контроль
- Затем во фразах в текстах
- Идет наполнение словаря
В процессе занятий внимание ребенка переключается на не речевую деятельность
Статьи по теме: Логопедия
{Реклама2}
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ