Aутизм

Aутизм
Aутизм (ранний детский аутизм), тяжелаяаномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образомнарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсиейинтересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностическиважный признак заболевания - появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизмвстречается редко, у 2-4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем удевочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света.(Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначениекрайней степени отчужденности, ухода в себя - состояния, наблюдаемого чащевсего при шизофрении.)

Исторический аспект. Ранний детский аутизм былвпервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей иреалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этихдетей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливатьэмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом - улыбатьсяблизким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь уних обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их быластереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз илиповторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любыхперемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

Диагноз. Все основные элементы первогоканнеровского описания аутизма и сегодня считаются определяющимихарактеристиками данного расстройства. Аутизм вместе с двумя другими, менееизвестными нарушениями образует особое психическое заболевание. Таким образом,аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезныхдетских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость,нарушения речевого развития. Аутизм - наиболее тяжелое и рано проявляющеесядетское психическое расстройство, которое может быть первым признакомразвивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшемсохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детскойшизофрении - бреда, галлюцинаций, бессвязности речи - не возникает. Способностьк игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместныхстереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых онипредназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный иобедненный характер.

Для матерей аутичных младенцев характерноболее тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти всеэти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторыхисследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкиеневрологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженныхневрологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головногомозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих порне удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало ввозрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3-6месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категориюумственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигаютпоказателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичныхдетей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда иодаренностью в какой-то области.


Причины аутизма неизвестны. Результатыисследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов вразвитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один изкоторых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. Удизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (нетолько близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевогоразвития и умственная отсталость.

Развитие ребенка тесно связано с социальнымопытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральнойнервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца кродителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести кдлительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринныхфункций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности - столь явного иустойчивого признака аутизма - могло бы пролить свет на происхождение всехтяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальныхфакторов в развитии этих состояний - крайне сложная задача. Труднозафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностныевзаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждаютразные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить иэмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудныммладенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием.

По данным многочисленных исследований, приаутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, новсе они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства.Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательстванедостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогдане улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает,когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений,используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь,могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существуетсовокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка впериод, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальнойсистемой, состоящей из двух-трех человек.

Лечение и исход заболевания.

Лишь в маломпроценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут вдальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1-2 из 100 становятся полноценнымичленами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходев условиях стационара; у значительной части больных после многих лет,проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25-30%больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами навсю жизнь.


Получить консультацию Педиатра

{Реклама2}

Банер

Карта