врач-офтальмолог
медицинского центра высшей категории АИЛАЗ
Елена Викторовна Швыденко
Цветовым зрением человека заведуют так называемые колбочки. Это светочувствительные клетки, находящиеся в сетчатке и содержащие в себе специальные пигменты, реагирующие на свет разной длины волны. Их обычно три сорта: наиболее чувствительные к синему (длины волн 445-450 нм), зелёному (около 525-535 нм) и красному (555-570 нм) цветам. Каждый сорт колбочки позволяет различить сотню оттенков, так что общее их число для трёх сортов колбочек - миллион (1003). Если колбочек только два типа, такое зрение позволяет различать лишь 10 000 цветов. Подобное строение сетчатки характерно для почти всех млекопитающих, кроме человека и некоторых обезьян. Зато у птиц и многих насекомых четыре типа зрительных пигментов, так что воспринимаемое ими богатство оттенков окружающего мира значительно больше.
Участок сетчатки на срезе под микроскопом. Толщина этого светочувствительного слоя около половины миллиметра.
Но исследователи подозревают, что некоторые люди тоже способны к более широкому восприятию цветов и оттенков. Среди нас встречаются уникумы с четырьмя сортами колбочек, так называемые тетрахроматы. Им доступны сотни миллионов оттенков. Впрочем, поскольку восприятие цветов - целиком личностное явление и передать словами свои цветовые ощущения так же трудно, как ощущение вкуса, об этом не подозревают ни они сами, ни окружающие.
Физиологи подозревают, что один процент населения планеты - тетрахроматы, но эмпирически это проверить нелегко. Таких женщин должно быть больше, чем мужчин, так как гены цветовоспринимающих зрительных пигментов находятся в основном на Х-хромосомах, которых у женщин две (у мужчин лишь одна).
Выявляют тетрахроматов (как и дальтоников, у которых один тип колбочек неисправен) с помощью либо цветных рисунков-тестов, либо, что надёжнее, на специальном приборе. Он демонстрирует на экране кружки разных оттенков, генерируемых случайным образом. Обычный человек их не различает, а тетрахромат видит разницу.
Разница между цветовым разрешением, воспринимаемым тетрахроматом? и кем-то с нормальным зрением не настолько велика, как разница между людьми с цветовой слепотой и с обычным зрением». Разницу в восприятии цветов тяжело обнаружить, отчасти потому? что она небольшая, и отчасти потому, что существующие тесты рассчитаны по большей части на три пигмента: красный, зеленый и синий. Четвертый тип палочек поглощает длины волн, отвечающих за «красновато-оранжево-жёлтый». Поскольку тесты не откалиброваны для такой длины волны, эмпирическая демонстрация тетрахроматизма довольно трудная задача.
Где такие люди могут применить свои способности? Практически нигде. Если тетрахромат работает на производстве красок, тканей или других цветных материалов, он различает то, в чём не находят разницы обычные люди, а значит, не может создать нечто новое, что могли бы оценить все. Если он попытается исправлять на свой вкус настройки цифровой фотокамеры, монитора компьютера или корректировать цвет фотоснимков и картин, его просто не поймут.
Кончетта Антико (Concetta Antico) - художница из Сан-Диего, обладающая подобной уникальной способностью. Учёные подтвердили, что она тетрахромат, в 2012 году. Её картины - сочные, яркие, многоцветные - это настоящая симфония красоты жизни.
Уникальная генетическая мутация и удивительные хитросплетения мозга делают Кончетту Антико не похожей ни на одного другого художника на Земле. Когда Кончетта Антико видит лист, она видит не только зелёный. «По краю я вижу оранжевый, красный или фиолетовый в тени; вы видите темно-зелёный, но я увижу фиолетовый, бирюзовый, синий, - говорит она. - Такая мозаика цвета».
Первым обратил внимание на специфические особенности Кончетты Мартин
учитель рисования из художественной школы, куда ходила девочка. Она выбирала
странные цвета, чтобы рисовать картины, и по детской наивности не понимала, что
же удивляет её одноклассников.
Кончетта Антико рассказывает, что с детства видела мир перенасыщенным цветом, но о своём диагнозе узнала лишь в 2012 году.
Сама Кончетта относится к своей болезни как к дару свыше, она искренне наслаждается природой, наблюдая её разнообразие и великолепие. Свои ощущения она старается передать в картинах, хотя очевидно, что зрительское восприятие не совпадает с авторским видением. По иронии судьбы у 12-летней дочери Кончетты тоже проблемы со зрением, однако она, в отличие от матери, - дальтоник.
Источники:
http://www.kulturologia.ru
(«Наука и жизнь»: «Все цвета радуги - и больше»)